fbpx

Использование изображений (образов) пациентов, медицинских работников, других граждан в рекламе медицинских услуг, особенно стоматологическими клиниками и клиниками эстетической медицины, позволяет продемонстрировать эффективность процедуры либо методики лечения, применяемой в клинике, в лучшем свете представить медицинских работников клиники и саму клинику и, как следствие более эффективно продвигать клинику и оказываемые ею медицинские услуги.

Образы граждан часто используют в виде статических изображений (фотографий) или в видео роликах, которые размещают на сайте клиники, на страничке клиники в социальных сетях, в т.ч. в Istagram и на Youtube, при этом могут использоваться образы как совершеннолетних граждан, так и несовершеннолетних.

Способы производства рекламы с использованием образов граждан также многообразны. Например, клиника может своими силами сделать фотографии пациентов, своих медицинских работников. Либо заключить договор со сторонней организацией, а также физическим лицом, об оказании услуг по изготовлению фото– или видеоматериалов, в т.ч. с использованием образов сторонних моделей.

Как видим, способы изготовления материалов, содержащих образы граждан, а также сценарии использования этих материалов, многообразны.

Неправильное оформление прав на использование образа гражданина в рекламе медицинских может повлечь ответственность:

  • Административную — по ст. 12.15 КоАП за нарушение законодательства о рекламе;
  • Гражданско-правовой — в виде денежной компенсации морального вреда, причиненного гражданину незаконным использованием его образа.

Несколько фактов об использовании образа гражданина:

  1. Внешний облик гражданина по своей сущностной характеристике относится к числу нематериальных благ, охраняемых Конституцией, что согласуется со ст. 151 ГК «Нематериальные блага». Как самодостаточное личное нематериальное благо, изображение гражданина представляет собой его внешний (индивидуальный) облик в объективированной форме, например, на фотографии или видеозаписи в конкретный момент времени.
  2. Право на изображение гражданина как личное неимущественное право, обеспечено законными способами его осуществления и защиты. При незаконном использовании его образа человек может обратиться в суд.

Как оформить использование изображения гражданина для рекламы медицинских услуг?

Согласно Закону Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. «О рекламе» не допускается использование в рекламе образов граждан Республики Беларусь без их согласия или согласия их законных представителей. При этом для подтверждения того, что такое согласие получено, его следует письменно зафиксировать.

Рассмотрим следующую ситуацию.
Для рекламирования услуги клинике нужно использовать изображение пациента и медицинского работника. Чтобы такое использование было правомерным, необходимо получить согласие пациента (если он совершеннолетний) либо законного представителя пациента (если пациент несовершеннолетний), а также согласие медицинского работника на использование в рекламе изображения (образа) каждого из них.

По своей природе договор об использовании изображения гражданина можно отнести к договорам возмездного оказания услуг. При заключении договора важно четко определить оказываемую услугу, а также начальный и конечный сроки оказания услуг. При отсутствии указанных условий договор считается незаключенным, а значит стороны не могут требовать друг от друга его исполнения.

Помимо указанных условий, также рекомендуем детально прописывать способы и пределы использования рекламного материала.
Кроме этого, рекомендуем предусматривать следующие положения:

  • уступка исключительного права на объект смежного права (например, рекламный ролик);
  • согласие на использование образа в рекламе.

Документальное подтверждение участия гражданина Республики Беларусь в рекламировании медицинской услуги не требуется в случае использования в рекламе имитации образа человека (контуры, очертания и т.д.), не позволяющей достоверно установить его личность, использования в рекламе образов этнических белорусов или выходцев из Республики Беларусь.

Виктор ПАЦАЙ,
Старший юрист «Юридической компании ЮКОН»

Меню