fbpx

Маркетплейс – это такая онлайн-площадка, покупатели которой могут сравнивать и приобретать товары или услуги у разных продавцов. Сейчас маркетплейсы все больше и больше набирают популярность в Интернете, поэтому в нашем посте мы решили разобраться, какие же существуют способы монетизации маркетплейса. Коротко говоря, давайте рассмотрим 6 бизнес-моделей, которые помогут зарабатывать Вашему маркетплейсу.

1. Комиссия с транзакций.

Это самый популярный способ монетизации макретплейса. Суть в том, что при выборе данной модели Вы можете установить, кто будет выплачивать комиссию с транзакций – продавец, покупатель или обе стороны сделки.
Плюс данной модели для продавца – выплата комиссии по факту продажи.

ВАЖНО! Обратите внимание, что такая модель может «не работать», если Ваш маркетплейс занимается продажей дорогих товаров (автомобили, недвижимость и т.д.) или налицо много продавцов-конкурентов со схожим предложением. Затруднительна в использовании эта модель и тогда, когда сам процесс оплаты и движения денег сложный (например, если покупатель оплачивает товары продавца не в онлайн-режиме, а наличными).

Примеры площадок, которые берут комиссию с транзакций: Airbnb, eBay и Uber.

2. Абонентская плата (или по-другому, платная подписка).

Эта модель, в отличие от предыдущей, лучше всего подойдет в случае, если Вы занимаетесь продажей дорогостоящих товаров или, когда необходимо регулярно пользоваться сервисом. Абонентская плата удобна тем, что Вы будете получать определенную сумму в определенные календарные дни (как правило, ежемесячно).
Продавцы платят взносы за сам доступ к сервису, его возможностям и аудитории. Сервисы же, в свою очередь, анализируют предпочтения и занимаются поиском идеальных совпадений.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Маркетплейсы иногда в процессе своей деятельности меняют внесение абонентской платы на комиссию с каждой транзакции. И здесь можно наблюдать следующую ситуацию: продавцы не платят, когда нет покупателей, а покупатели не используют площадки, на которых недостаточно товаров или услуг. Замкнутый круг, получается.
Избежать этого помогут, например, специальные условия для первых пользователей или абсолютный отказ от оплаты, пока проект не заработает.

Примеры площадок, которые используют платную подписку: LinkedIn, StackOverflow, Careers, Flexin, Venuu и др.

3. Оплата каждого объявления отдельно.

Эта модель главным образом удобна для тех продавцов, которым нужен доступ к широкой аудитории (при условии, что площадка гарантирует охват). В таком случае продавец платит за такой доступ.
Маркетплейсы также могут устанавливать и льготные условия: например, на некоторых площадках размещение объявлений для физлиц бесплатное, а для юрлиц – индивидуальные условия оплаты, в зависимости от объемов; или оплата объявлений зависит от их количества; или для потребителей использование площадки является бесплатным, а для продавцов – платным (например, площадки для поиска работы – соискатель не платит за размещение резюме, но наниматель должен заплатить за размещение вакансии).

ВАЖНО! Плата за размещение объявления вовсе не гарантирует продажу товара или услуги. Поэтому для стабильного дохода от маркетплейса необходимо большое количество продавцов с большим количеством объявлений.

Примеры площадок, которые берут плату за объявление: Avito, Craigslist, HeadHunter, Mascus и др.

4. Оплата за контакт (или лидогенерация).

Суть такого способа монетизации заключается в следующем: исполнители платят площадке за контакт с заказчиком (потенциальным клиентом). Такая модель чаще всего используется на тех маркетплейсах, где заказчики (пользователи) оставляют запросы и ждут предложений от подходящих специалистов. Как правило, площадке платят исполнители.
Такой способ удобен тем, что вероятность проведения успешной сделки выше, чем по сравнению с платой за размещение объявления.

ВАЖНО! Маркетплейсам нужно быть «начеку»: главное, чтобы заказчики и исполнители не начали работать в обход площадки. Необходимо предлагать условия, ради которых они будут возвращаться каждый раз.

При таком способе монетизации плату можно брать как по факту, так и с помощью, например, предложений по безлимитному пакету, предлагая неограниченное число откликов на услуги.
Примеры площадок, которые берут плату за контакт: YouDo, MyTech, TREDA и др.

5. Freemium (бесплатная площадка с платными дополнительными функциями).

Суть такого способа монетизации маркетплейса в том, что пользователь платит только если воспользуется расширенными возможностями, а базовые функции площадки доступны бесплатно.
Удобно тем, что пользователь, по сути, сам выбирает вариант своих действий: воспользоваться бесплатным маркетплейсом или заплатить за дополнительные функции. К слову, бесплатные площадки всегда популярнее платных. При этом, оценив сервис пользователи заплатят охотнее.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! По статистическим данным, только 1% от всех пользователей заинтересован в дополнительных функциях. Поэтому важно сделать их полезными.

Примеры площадок, использующих freemium: Peerby, «Юла» и др.

6. Фичеринг.

Фичеринг – это возможность выкупа продавцом конкретного места в сервисе под его продукт (например, на главной странице или в первой строке поиска и др.). Эдакая реклама продукта.

ПОМНИТЕ! Предоставлять выкуп мест под рекламу продукта нужно только тем продавцам, которые соответствуют Вашей нише.

Примеры площадок, использующих фичеринг: Häätori, Avito, Clutch, Etsy, Agro24 и др.

Подведем итоги. При выборе способа монетизации Вашего маркетплейса обращайте внимание на его тематику, ценность и уникальность услуги, а также среднюю стоимость размещаемых продуктов. От этого будет зависеть выбор эффективной модели монетизации. Не забывайте, что Вы можете комбинировать различные способы монетизации. Соблюдайте баланс интересов как продавцов, так и покупателей, это действительно важно.

Меню