В последние недели многие бизнесмены думают о расторжении договоров из-за спада выручки на фоне ситуации с коронавирусом. Как основание для расторжения договора предлагается использовать форс-мажор. Однако, это не так просто. Попробуем разобраться почему.
В Белорусском законодательстве для обозначения форс-мажорных обстоятельств используется термин непреодолимая сила — чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, которые не позволяют исполнить договор.
Проблема в том, что понятие непреодолимая сила размытое и нет конкретного перечня непредвиденных обстоятельств или четких критериев для отнесения обстоятельств к непреодолимой силе. Одни и те же ситуации могут является непреодолимой силой для одного бизнеса (например, транспортной компании) и не являться для другого (например, Интернет-провайдера).
Для отнесения каких-то обстоятельств к форс-мажору должны совпадать следующие критерии:
- данные события являются редкими, необычными;
- эти события не позволяют исполнить договор;
- их невозможно было предусмотреть при заключении договора;
- сторона не могла-бы исполнить обязательства по договору даже приняв все возможные меры.
К обстоятельствам непреодолимой силы, как правило, не относятся:
- изменение курсов валют;
- снижение выручки от продажи товаров, работ, услуг, в том числе в связи с приостановлением деятельности;
- снижение числа посетителей кафе, ресторанов, иных организаций общественного питания, казино, гостиниц, кинотеатров;
- увеличение стоимости транспортировки товаров, в том числе морским транспортом;
- снижение количества морских судов на морских транспортных линиях.
Чтобы подтвердить факт наличия форс-мажорных обстоятельств надо обратиться в Белорусскую торгово-промышленную палату (БелТПП) и получить справку.
Недавно, на сайте БелТПП появились комментарии о том, признается ли коронавирус форс-мажором.
Указано, что коронавирус или пандемия сами по себе не могут являться обстоятельствами непреодолимой силы. Но такими обстоятельствами могут признаваться ограничительные меры, направленные на предотвращение распространения коронавируса и введенные после заключения конкретных договоров.
Например, снижение количества посетителей в кафе или ресторане не будет обстоятельством непреодолимой силы, если государством не будет принято решение о тотальном карантине и приостановлении деятельности общепита.
А вот, закрытие границы для перемещения товаров или принятие решение о карантине при пересечении границы может быть признано форс-мажором.
Если решение о введении ограничений было принято на территории иностранного государства, то и справку о невозможности исполнения обязательства по договору выдает компетентный орган этого государства.
Надо помнить, что форс-мажор освобождает от ответственности за неисполнение договора, но не от обязанности исполнить договор в принципе. Кроме того, если договор был заключен уже в период действия каких-то обстоятельств, то они не будут являться форс-мажором и не будут освобождать от неисполнения договора.
Поэтому, сейчас вдвойне важно оценивать ситуацию и прогнозировать возможные риски неисполнения договора. Также, имеет смысл предусмотреть в договоре более конкретный перечень форс-мажорных обстоятельств. Это позволит сторонам уже на стадии подписания договора совместно определить возможные случаи его неисполнения и связанные с этим риски.