fbpx

В прошлых постах мы начали знакомить Вас с процессом ликвидации, рассказывая о необходимости подготовить компанию к этому заранее, поскольку подготовка к ликвидации может занять время и принести за собой затраты, но они точно будут меньше, чем возможные последующие штрафные санкции.

Сегодня мы расскажем непосредственно о процедуре, когда собственники компании принимают корпоративное решение о ликвидации, и обо всех дальнейших действиях, вытекающих из принятия этого решения. Ниже мы подготовили для Вас список основных шагов, необходимых для ликвидации компании.

Шаг 1: Принятие решения о ликвидации компании.

Этот корпоративный документ имеет большое значение, так как его необходимо предоставлять во все государственные органы при прохождении всех проверок. Это исключает право на ошибку при его составлении. Что должно содержать в себе решение о ликвидации компании: сроки ликвидации, сведения о ликвидаторе, полномочия на заключение договора оказания услуг о ликвидации компании.

Шаг 2: Подать документы о ликвидации в регистрирующий орган.

Так, в регистрирующий орган необходимо собрать следующий пакет документов:

📌 заявление о ликвидации;

📌 решение/протокол о ликвидации;

📌 квитанция об оплате услуг по опубликованию сведений о ликвидации компании;

📌 документ, подтверждающий личность.

Важно: заявление должно быть подано в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации.

Шаг 3: Уведомление всех заинтересованных лиц о ликвидации компании. Подача отчетности.

После подачи сведений о ликвидации компании в регистрирующий орган необходимо незамедлительно уведомить кредиторов и дебиторов.

Судебная практика показывает, что не стоит ждать, что ваши контрагенты узнают о ликвидации из электронных источников, поэтому лучше направить им письменное уведомление о начале процедуры. При этом требований к уведомлению нет. Важно указать, кто является ликвидатором и когда было принято решение о ликвидации.

Также не стоит забывать об отчетности. Срок подачи отчетности изменяется от 5 до 10 дней, в зависимости от органа, в который необходимо подать отчет. Отчеты нужно подать в налоговые органы, фонд социальной защиты, РУП «Белгосстрах».

Важно: за несвоевременную подачу ликвидационной отчетности предусмотрены административные штрафы.

Также стоит проследить за тем, чтобы регистрирующий орган опубликовал сведения о ликвидации на сайте Юстиции Беларуси. А также необходимо переоформить расчетные счета в банке на ликвидатора.

Шаг 4: Взыскание задолженности. Прием требований от кредиторов.

Далее ликвидатору необходимо взыскать дебиторскую задолженность и ждать требований кредиторов. Чаще всего кредиторам ставят срок два месяца для предъявления своих требований. Все требования, которые получает ликвидатор, вносятся в реестр требований, в соответствующую очередь. В этот период так же начнут приходить письма от уполномоченных органов с просьбой подготовить/собрать документы к проверке или уже непосредственно их предоставить.

Шаг 5: Прохождение проверок.

Стандартный набор проверяющих органов: налоговые органы, таможенные органы, белгосстрах, фонд социальной защиты населения. Результат проверки – вы получите акт или справку о проверке. Акт означает, что у вас есть какие-то нарушения, которые необходимо исправить, что может повлечь за собой затяжную ликвидацию и последующие дополнительные проверки.

В среднем этот этап может занять до года, в зависимости от того, насколько большая будет очередь на проверки.

Шаг 6: Подача документов в архив.

В случае, если по всем проверкам у вас справки и все требования исполнены, компания сможет передать документы в архив. Это обязательный этап и платная услуга. По результатам сдачи документов в архив вам предоставят архивную справку, без которой у вас не примут документы на исключение из ЕГР. В архив сдаются не все документы, а только установленные законодательством. Что делать с остающимися документами? Если срок их хранения истек, то вы можете передать документы на уничтожение. Рекомендуем составлять акт уничтожения документов, в котором будет фиксироваться, какие именно документы были уничтожены.

Шаг 7: Составление ликвидационного баланса.

При окончании процедуры ликвидации важно не забыть составить и утвердить ликвидационный баланс. Нет установленной формы или четко прописанных требований, но важно помнить, что на момент подачи его в уполномоченный орган в балансе на текущий период все должно быть по нолям в прямом смысле. При наличии активов или пассивов у Вас его не примут и отправят разбираться со своими недочетами.

Шаг 8: Подача документов в регистрирующий орган об исключении ликвидируемой компании из ЕГР.

После того, как у Вас на руках будут все справки о прохождении проверок, справка из архива, нулевой баланс, необходимо обратиться в регистрирующий орган с просьбой об исключении компании из ЕГР. После того, как регистрирующий орган издаст соответствующее решение на основании представленных документов, Компания будет исключена из ЕГР.

Шаг 9: Рекомендация.

Также, как бы Вы хорошо не отработали ликвидацию и были сами собой довольны, лучше всего сформировать мини-архивное дело о ликвидации: копии важных протоколов, заключения/акты/справки гос.органов по проверкам, переписка с кредиторами и дебиторами. Такая маленькая папочка сможет Вам помочь предоставить информацию, в случае возможных судебных споров после исключения компании из ЕГР.

Меню