Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2018 № 408
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2018 № 408 утверждено новое Положение о порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций (далее — постановление № 408, Положение). Обратной силы постановление № 408 не имеет, то есть не распространяет свое действие на процедуры, начатые до 3 сентября 2018 г. (п.5 постановления № 408).
Положение определяет порядок открытия, осуществления и прекращения деятельности представительств юридических лиц и иных организаций, зарегистрированных в установленном порядке в иностранном государстве, административно-территориальных единиц иностранных государств. Представительство считается открытым с даты принятия уполномоченным органом решения о выдаче разрешения на его открытие (пп.1, 10 Положения).
Основное нововведение — изменение государственного органа, осуществляющего выдачу разрешений на открытие представительств иностранных организаций и прекращение их деятельности. С 3 сентября 2018 г. указанные действия будут осуществлять исполкомы областей и г. Минска (далее — исполком), а Министерство иностранных дел Республики Беларусь будет осуществлять лишь методологическое сопровождение их деятельности (пп.2, 3 Положения). Для исполкомов установлена обязанность ежемесячно до 10-го числа информировать государственные органы и организации об открытии представительств и прекращении их деятельности, а также обязанность размещать указанную информацию на сайте исполкома в сети Интернет (п.36 Положения).
Вместе с тем обязанность постановки на учет в налоговых органах, органах статистики, органах ФСЗН и Белгосстраха осталась на представительствах. По мнению автора, вместе с передачей регистрационных полномочий исполкомам было бы целесообразно передать обязанность осуществлять постановку на учет в государственных органах и организациях по аналогии с иными субъектами хозяйствования.
При совершении подготовительных действий для подачи документов в исполком следует помнить, что выписка из торгового реестра или иной документ, подтверждающий юридический статус иностранной организации, должен быть легализован в установленном порядке (подп.12.2 п.12 Положения). Это значит, что на таком документе может быть проставлен особый штамп легализации в упрощенном порядке — апостиль. Это касается стран, присоединившихся к Конвенции, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов, от 05.10.1961 (заключена в г. Гааге); для документов, полученных из государств, не присоединившихся к названной Конвенции, требуется консульская легализация.
Ранее руководителю представительства необходимо было в установленном порядке получать служебную карточку, подтверждающую его полномочия и возможность действовать от имени представительства. С 3 сентября 2018 г. такой служебный документ упразднен.
Законодателем установлены ограничения видов деятельности, которые могут осуществлять представительства: запрещено создание представительства для осуществления страховой деятельности, в том числе оказание консультационных и информационных услуг по страхованию (абзац 3 п.9 Положения). Полагаем, этот перечень следовало продолжить и другими конкретными видами деятельности либо не выделять вовсе, поскольку страховая деятельность подпадает под общее понятие предпринимательской деятельности, которую представительство не может осуществлять.
К Положению прилагаются также формы таких документов, как заявление о выдаче разрешения на открытие представительства, журнал представительств, программа деятельности, разрешение на открытие представительства, разрешение на продление срока действия разрешения на открытие представительства, уведомление об изменении местонахождения представительства.
Положением установлен открытый перечень:
1) оснований для отказа в принятии заявления об открытии представительства (продлении срока разрешения на открытие представительства) — непредставление или неполное представление документов по перечню, если в заявлении не указаны сведения, необходимые для осуществления процедуры (п.1 ст.17 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур»);
2) оснований для отказа в выдаче разрешения на открытие представительства:
— представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства, в том числе подложных, поддельных или недействительных документов;
— несоответствие цели (целей) открытия представительства требованиям, предусмотренным пп.5, 6 или 8 Положения;
— наличие возражений одного или нескольких заинтересованных государственных органов (их территориальных органов);
— наличие информации о выдаче иностранной организации разрешения, процедура прекращения деятельности которого на дату представления документов не завершена в соответствии с п.33 Положения;
— нарушение иных норм законодательства Республики Беларусь;
3) оснований для отказа в выдаче разрешения на продление срока действия разрешения:
— нарушение сроков представления документов, указанных в п.15 Положения;
— представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства, в том числе подложных, поддельных или недействительных документов;
— наличие возражений одного или нескольких заинтересованных государственных органов (их территориальных органов);
— нарушение иных норм законодательства Республики Беларусь.
Увеличен срок принятия решения исполкомом о выдаче разрешения на открытие представительства — 30 дней с даты представления документов, но при необходимости срок может быть продлен до 2 месяцев (п.21 Положения). Сейчас — 10 дней с даты представления документов, но при необходимости срок может быть продлен до 1 месяца.
При утрате (хищении) разрешения на открытие представительства с 3 сентября 2018 г. будет необходимо опубликовать заявление о факте утраты (хищения) разрешения в печатных средствах массовой информации, а затем подать заявление в исполком об изготовлении дубликата с приложением копии публикации или разрешения, пришедшего в негодность (п.22 Положения).
Изменены сроки предоставления ежегодного отчета о деятельности представительства — теперь такой отчет нужно подавать в период с 1 января по 1 марта (сейчас — с 1 по 10 января) (абзац 5 п.25 Положения).
В случае нарушения представительством законодательства исполком по месту нахождения представительства будет направлять предупреждение с указанием нарушений и сроков их устранения. По устранении нарушений представительство обязано представить в исполком отчет об этом (п.27 Положения).
В связи с приближением процесса открытия представительства к процедуре регистрации коммерческих организаций изменилась и процедура изменения местонахождения представительства. При изменении местонахождения без перехода в другой исполком в течение 10 рабочих дней со дня изменения местонахождения представительство иностранной организации представляет в исполком уведомление об изменении своего местонахождения и вносит изменение в положение о представительстве, оформленное в виде приложения к данному положению, утвержденное иностранной организацией. Если изменение местонахождения влечет переход в другой исполком, то:
1) представительство представляет документы в исполком по новому местонахождению;
2) исполком по новому месту нахождения в течение 3 рабочих дней информирует исполком по предыдущему местонахождению об изменении представительством местонахождения;
3) исполком по предыдущему местонахождению в течение 10 рабочих дней формирует и передает дело исполкому по новому местонахождению (п.28 Положения).
Законодателем дополнен перечень оснований для прекращения деятельности представительства:
- внесение в исполком соответствующего требования заинтересованного государственного органа (его территориального органа) — по решению исполкома;
- признание деятельности представительства экстремистской в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 04.01.2007 № 203-З «О противодействии экстремизму».
Поскольку сохранена норма, ограничивающая количество иностранных граждан — сотрудников представительства (5 человек, включая руководителя), превышение такого ограничения является основанием прекращения деятельности представительства по решению исполкома (часть третья п.4, абзац 7 подп.30.2 п.30 Положения).
Положением также установлены действия, завершающие процедуру прекращения деятельности представительства иностранной организации: в течение 10 рабочих дней со дня представления всех документов, подтверждающих прекращение деятельности представительства, исполком предоставляет иностранной организации письменное подтверждение о завершении процедуры прекращения деятельности представительства данной иностранной организации. В случае необходимости направления исполкомом запроса в другие государственные органы и организации указанный срок продлевается до 2 месяцев (п.35 Положения).
Таким образом, кроме изменения регистрирующего органа каких-либо существенных изменений в процедуре открытия представительств иностранных организаций не произошло.
Постановление № 408 вступает в силу с 3 сентября 2018 г.
Автор: Александра Воробьева, юрист юридической компании «ЮКОН»