fbpx

Особенности регистрации общественных объединений в Республике Беларусь

Иные вопросы

Общественные организации сегодня весьма многообразны и многочисленны. Поскольку их разнообразие определяется неодинаковым содержанием целей и задач, различием форм и методов деятельности, то для оптимального решения стоящих перед общественными объединениями задач — нужно точно знать, что же такое общественное объединение, каковы его специфические черты и особенности.

Подробнее о наших услугах по сопровождению регистрации общественных объединений.

Оставить заявку на получение бесплатной консультации:

    В наши услуги входит:

    1. Помощь при согласовании наименования;
    2. Подготовка протоколов съезда / общего собрания членов / конференции;
    3. Подготовка устава общественного объединения;
    4. Подготовка заявления и иных документов для государственной регистрации общественного объединения;
    5. Сопровождение государственной регистрации флагов, гимна, значка, вымпела общественного объединения.

    Для начала работы нам необходима следующая информация и документы:

    1. Список членов общественного объединения с указанием ФИО, даты рождения, гражданства, места проживания, места работы или учебы, домашнего и рабочего телефона;
    2. Гарантийное письмо о предоставлении юридического адреса общественному объединению;
    3. Цели и задачи общественного объединения. От вас нужна простая формулировка своими словами.
    4. ФИО членов общественного объединения, которые будут входить в руководящий и контрольно-ревизионный орган общественного объединения.

    Мы помогали регистрировать следующие общественные объединения:

    — Отражение добра;
    — Клуб высшего пилотажа;
    — Любительская гимнастика;
    — и другие.

    Конституция Республики Беларусь в ст. 36 закрепляет право граждан на свободу объединений. Осуществление гражданами права на объединение служит гарантией двух различных по содержанию возможностей. С одной стороны, имеется в виду собственно право на объединение с другими людьми на основе общности интересов для достижения общих целей, с другой — правомочие гражданина по защите (восстановлению) его нарушенных прав, свобод и законных интересов путем объединения усилий с другими людьми.

    Согласно ст. 1 Закона РБ от 04.10.1994 г. N 3254-XII «Об общественных объединениях» (далее — Закон) общественным объединением является добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав. Законодательное определение общественного объединения (организации) также содержит Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее — ГК) (ст. 117), согласно которому таковым является добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

    Действие Закона не распространяется на политические партии, профессиональные союзы и религиозные организации, организации, созданные органами государственного управления, органы территориального общественного самоуправления, другие общественные формирования, порядок создания и деятельности которых определяется отдельными законодательными актами.

    Помощь в регистрации общественного объединения

    Таким образом, исходя из определения законодательства об общественных объединениях, можно выделить три существенных признака данного вида организаций, руководствоваться которыми необходимо как при его создании, так и функционировании в последующем:

    1. Добровольное формирование (объединение) граждан.

    Это означает, что граждане создают общественные объединения и вступают в них на добровольной основе в результате свободного волеизъявления.
    Принцип добровольности означает и то, что гражданин, не удовлетворенный по каким-либо причинам пребыванием в общественном объединении, может беспрепятственно выйти из него. К сожалению, не всегда в уставах общественных организаций данное условие отражается, и его несоблюдение является нарушением Конституции Республики Беларусь и ст. 1 Закона.

    2. Общность интересов.

    Статья 1 Закона выделяет именно то обстоятельство, что общественное объединение создается группой граждан для реализации и защиты общих интересов. Следовательно, оно может выступать только от собственного имени или от имени своих членов, а не от имени всех граждан или каких-то социальных слоев населения.

    3. Совместная реализация гражданских, экономических, социальных и культурных прав предполагает наличие общей цели у объединения, ради которой и объединились его учредители. Наличие уставных целей — неотъемлемый признак любого общественного объединения, без которого создание организации невозможно.

    Уставным целям и статусу общественного объединения должны соответствовать задачи его деятельности, которые могут определяться группой прав, распространяемых на отдельные категории граждан. Например, для профсоюзов основной задачей является защита трудовых и иных социальных прав граждан, для организаций защиты прав потребителей — защита нарушенных прав граждан, являющихся потребителями товаров и услуг, для объединений журналистов — защита профессиональных интересов своих членов.

    В соответствии с Законом на территории Республики Беларусь создаются и действуют международные (не менее десяти учредителей (членов) от Республики Беларусь и не менее чем по три учредителя (члена) от одного или нескольких иностранных государств, а также наличие на территории этих государств организационных структур этого общественного объединения), республиканские (не менее чем по десять учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска) и местные (не менее десяти учредителей (членов) от большинства административно-территориальных единиц территории, на которую будет распространяться деятельность этого общественного объединения) общественные объединения (ст. 3). Также Закон выделяет молодежные (не менее двух третей от общего числа учредителей (членов) люди в возрасте до тридцати одного года и уставная деятельность данного общественного объединения должна быть направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи) и детские (граждане в возрасте до восемнадцати лет (не менее двух третей от общего числа членов) и уставная деятельность такого общественного объединения должна быть направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития детей) общественные объединения, учредителями которых могут выступать граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста (ст. 8).

    Общественные объединения выполняют следующие функции:

    — представляют и защищают интересы граждан;
    — объединяют граждан, помогая им обрести сторонников и единомышленников. С их помощью общество постепенно приобретает четкую структуру;
    — способствуют решению отдельных социальных проблем, ибо не только привлекают внимание общества к негативным явлениям, но и предлагают свои варианты решения, свою помощь;
    — выполняют посреднические функции между государственными органами и гражданами и таким образом обеспечивают между ними обратную связь и осуществляют социальный контроль над властными структурами;
    — оказывают влияние на формирование общественного мнения.

    Для государственной регистрации общественного объединения в соответствии со ст. 13 Закона в месячный срок со дня проведения учредительного съезда, конференции, общего собрания или иного учредительного собрания в Министерство юстиции, управления юстиции областного, Минского городского исполнительного комитета представляются:

    — заявление о государственной регистрации общественного объединения подписанное не менее чем тремя членами руководящего органа общественного объединения;
    — устав общественного объединения в двух экземплярах;
    — протокол учредительного съезда, конференции, общего собрания или иного учредительного собрания;
    — документ банка, подтверждающий уплату государственной пошлины (за исключением случаев освобождения от ее уплаты, предусмотренных законодательными актами);
    — список учредителей общественного объединения, в котором указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство, адрес постоянного места жительства и номер домашнего телефона, место работы (учебы) и номер рабочего телефона, а также содержится личная подпись каждого из учредителей; графическое изображение организационных структур с указанием их местоположения. Международным общественным объединением также представляются документы, свидетельствующие о создании его организационных структур на территории одного или нескольких иностранных государств (протоколы собраний либо выписки из них, списки членов общественного объединения, состоящих в этих организационных структурах, заверенные в установленном порядке);
    — списки членов выборных органов общественного объединения, в которых указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство, адрес постоянного места жительства и номер домашнего телефона, место работы (учебы) и номер рабочего телефона, должности в этих выборных органах;
    — заявление гражданина (в случае его смерти — заявление его наследников) о даче согласия на использование в названии общественного объединения имени этого гражданина (только при включении имени этого гражданина в название общественного объединения);
    — решение высшего органа общественного объединения о наделении не менее трех членов руководящего органа общественного объединения полномочиями представлять общественное объединение в процессе государственной регистрации либо в суде;
    — документ, подтверждающий наличие юридического адреса общественного объединения (места нахождения руководящего органа);
    — документ об оплате за сообщение о государственной регистрации общественного объединения в периодическом печатном издании, определенном актами законодательства.

    После подачи документов они рассматриваются регистрирующим органом в месячный срок со дня их поступления. Регистрирующий орган вправе осуществлять проверку достоверности документов, представляемых для государственной регистрации общественного объединения. Зарегистрированному общественному объединению выдаются свидетельства о государственной регистрации общественного объединения и один экземпляр устава общественного объединения на котором делается отметка о государственной регистрации этого общественного объединения. Руководителю зарегистрированного общественного объединения может быть выдано удостоверение в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Однако, Общественному объединению может быть отказано в государственной регистрации.

    Решение об отказе в государственной регистрации общественного объединения, союза принимается в случае:

    — нарушения установленного порядка создания общественного объединения, если такое нарушение носит неустранимый характер;
    — несоответствия учредительных документов общественного объединения (целей, задач, методов деятельности, территории распространения деятельности общественного объединения) требованиям законодательства;
    — непредставления общественным объединением всех предусмотренных законодательными актами документов, необходимых для их государственной регистрации;
    — несоответствия названия общественного объединения, в том числе сокращенного, его символики, а также условий членства в общественном объединении требованиям законодательства и (или) его учредительным документам;
    — невыполнения в месячный срок требований, указанных в решении об отсрочке государственной регистрации общественного объединения;
    — отказа выполнить законное предложение соответствующего регистрирующего органа об изменении названия общественного объединения.

    Регистрирующий орган в пятидневный срок со дня принятия решения об отсрочке государственной регистрации либо об отказе в государственной регистрации общественного объединения в письменной форме сообщает о принятом решении в руководящий орган общественного объединения с указанием оснований для отсрочки или отказа. При устранении в течение установленного срока общественным объединением нарушений послуживших основанием для отсрочки государственной регистрации общественного объединения, подается повторное заявление о государственной регистрации.

    Если государственная регистрация общественного объединения, не осуществлена в срок, предусмотренный Законом, либо принято решение об отказе в государственной регистрации по мотивам, которые учредителями (руководящим органом) общественного объединения считаются не имеющими оснований, они могут обжаловать принятое решение в судебном порядке в месячный срок со дня его получения.

    Специалисты Юридической компании ЮКОН окажут квалифицированную помощь по всем вопросам, связанным с подготовкой документов, необходимых для регистрации общественного объединения и представлением Ваших интересов по данному вопросу в соответствующих государственных органах Республики Беларусь.

    Статья подготовлена с использованием нормативных актов, актуальных по состоянию на сентябрь 2009 года.

    Оставить заявку на получение бесплатной консультации:

      Предыдущая запись
      Правовое регулирование сертификации в Республике Беларусь
      Следующая запись
      Систематизация в сфере интернет-услуг
      Меню